Приветствую!
ПРОДОЛЖИМ?
Мне очень хочется оставить здесь свое пожелание: не бойтесь, не сравнивайте, наслаждайтесь процессом.
У каждого из нас свой путь.

ДЛЯ НОВИЧКОВ: послушайте урок, попробуйте запомнить нюансы. Со временем они уложатся в голове. Обратите внимание, как при просмотре видеороликов, фильмов, клипов, вы начнёте подмечать композиционные нюансы.

ДЛЯ ФОТОГРАФОВ: вы уже знакомы с композицией кадра, но не спешите закрывать урок, предлагаю повторить и посмотреть примеры.
ПОСМОТРЕТЬ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ 2
27.09 - 04.10
27.09
27.09
ЧАСТЬ 1
КОМПОЗИЦИЯ КАДРА
СОВЕТЫ ДНЯ
29.09
29.09
ЧАСТЬ 2
РАКУРСЫ
30.09
30.09
ЧАСТЬ 3
СОВЕТЫ ДНЯ




1
СМОТРЕТЬ ЧАСТЬ 1
2.1 КОМПОЗИЦИЯ
2.2 МНОГОПЛАНОВОСТЬ
ПАМЯТКА
1. Продумывайте расположение объектов или героев в кадре.

2. Используйте вспомогательный инструмент - сетку.

3. РАСПОЛАГАЙТЕ ВАЖНЫЕ объекты вдоль линий пересечения третей. Так кадр будет выглядеть гармонично, взгляд зрителя сразу окажется в правильном месте.

4. Если вы смещаете героя к правой или левой стороне, то оставляйте «воздух» в кадре (свободное место) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ВЗГЯДА ГЕРОЯ. Так мы словно оставляем пространство для взгляда.

5. Если ваш герой / автомобиль двигаются, смещайте сами объекты к одной из сторон кадра на линии пересечения третей, а «воздух» оставляйте по направлению движения.

6. Анализируйте кадр: нет ли наслоения объектов? Быть может их нужно разъединить? Вспоминаем пример «зайчик и цветочный горшок».

7. Следите за линией горизонта. Кадр смотрится гармоничнее, если линия горизонта проходит вдоль верхней или нижней линий третей.

8. НЕ ЗАВАЛИВАЙТЕ ГОРИЗОНТ.

9. НЕ ЗАВАЛИВАЙТЕ ЛИНИИ зданий, линии пола в помещении. Исключение - особая творческая задумка.

10. В кино у наклона камеры всегда есть психологическое обоснование! Например, герой находится в замешательстве.

11. Ищите ЛИНИИ В ПРОСТРАНСТВЕ. Это очень сильный художественный приём. Линии могут указывать на героя, линии могут выстаиваться в перспективу (стремятся сойтись в одной точке). Кадры с наличием линий и перспективы смотрятся очень выигрышно. При съемке на телефон - линии могут стать одним из ваших тайных оружий.

12. В линии могут выстаиваться: дороги, тропинки, реки, здания, предметы и т.д.

13. Ищите в пространстве РИТМ (повторяющиеся элементы)

14. Ищите линии не только перед собой, иногда можно посмотреть наверх и увидеть как интересно сходятся линии зданий, как проходят линии проводов и т.д. Опускайте глаза вниз, там также вас могут ожидать линии.

15. Центральная композиция также может смотреться красиво.

16. Когда я могу размещать объект по центру: есть «чистый» фон, при съемке лица (близко, крупный план), присутствует СИММЕТРИЯ в кадре и все части друг друга УРАВНОВЕШИВАЮТ.

17. Известный режиссёр Уэс Андерсон имеет свою отличительную черту - 95% сцен в его фильмах построены на центральной композиции. Когда обычно в кино СИММЕТРИЯ используется для конкретных сцен.

18. Есть классические правила композиции. Иногда они нарушаются в кино. Но помните:

«Изучай правила, чтобы знать, как правильно их нарушать».

19. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЕКРЕТНЫЕ ОРУЖИЯ:

Тени (но только не тень оператора, это уже ошибка), отражения, съемка через стекло.

20. Ищите точку для съёмки, не стойте на месте, крутите в голове фразу: «КАК Я ЕЩЁ МОГУ НА ЭТО ПОСМОТРЕТЬ?»

21. Тренируйте насмотренность.

22. Снимая зарисовки для своих видео помните о таком приеме, как ПАНОРАМА. Вы показываете зрителям окружение. Ведите камеры из точки А в точку В. Не спешите, пусть зритель рассмотрит детали. Здесь самое главное: НЕ ЗАВАЛИВАТЬ ЛИНИИ И ГОРИЗОНТ.

23. Ещё один секрет интересной композиции - наличие нескольких ПЛАНОВ: передний, средний, дальний. Чем больше планов мы задействуем, тем объемнее и трёхмернее будет выглядеть кадр.



В КАЧЕСТВЕ ПЕРЕДНЕГО ПЛАНА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ: плечо человека, сетка, стекло, стена, дверь. Любой предмет, из-за которого вы подглядываете или который словно ненароком попадает в кадр. В этом случае мы добавляем ещё одну плоскость, которая делает объемнее нашу картину.
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ГРАНИЦ
Посмотрите интересный разбор кадров из фильма.
СМОТРЕТЬ
ОТКРЫТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1
ИТОГИ:

Пробуем подружиться с новой информацией.
Посмотрите ролики и проанализируйте композицию (самостоятельная проработка).
Мы тренируемся ВИДЕТЬ.

2
СМОТРЕТЬ ЧАСТЬ 2
2.2 Ракурсы
Ракурс – это УГОЛ зрения фотографа/видеографа на объект в пространстве, который он намеревается снять.


Самое привычное - снять объект «ПРЯМО В ЛОБ»!


Но если поискать интересную точку для съёмки, то ракурс может преобразить кадр.


Есть такая фраза:
«РАКУРС РЕШАЕТ»!


Если мы снимаем все кадры к нашему видео с одного ракурса «В ЛОБ», то лишаем себя сделать итоговый ролик более профессиональным, креативным!


Самый простой тест на ракурс, чтобы понять, как это работает.

Слелайте это прямо сейчас:



  1. Возьмите телефон вертикально
  2. Присядьте и поставьте телефон на пол нижней его частью (можно и на стол), снимите небольшой фрагмент.
  3. Теперь переверните телефон камерой вниз. Вы увидите немного иную картину и она вам, скорее всего, покажется более интересной. При такой съемке в кадре появится плоскость пола (стола). Это вам и передний план, и своего рода перспектива. А если пол деревянный, то линии заиграют ещё сильнее.
В этом кадре я использовала именно этот прием, я перевернула телефон камерой вниз, чтобы получить еще более низкую точку съёмки и иначе показать плоскость пола.
Это лишь пример работы с нижним ракурсом.


Про ракурсы мы ещё будем говорить в следующем модуле. Но уже сейчас, когда вы выстраиваете свой кадр задавайте себе вопрос:

А КАК Я ЕЩЁ МОГУ ЭТО СНЯТЬ?


Благодаря этому вопросу вы, возможно, захотите присесть, посмотреть на объект сверху или поднять голову наверх. А может перевернёте телефон? Сместитесь в сторону? Выглянете из-за стены?



Крутите в голове КУБИК РУБИКА!
Когда я впервые начала задавать себе вопрос "а как я еще могу это снять?" в моём арсенале начали появляться более интересные кадры. В какой-то момент я придумала, считать первое своё решение НЕВЕРНЫМ и заставила себя каждый раз искать новые точки для съёмки.


ТОЧКА СЪЁМКИ - место в пространстве относительно объекта. РАКУРС - под каким углом я взгляну на объект, находясь в определенной точке.
ОТКРЫТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ!)
ВНИМАНИЕ!

Прошу вас пока НЕ присылать смонтированные видео. Прочитайте условия ДЗ.

  1. Снять на каждый композиционный приём, озвученный в занятии, ВИДЕОКАДР (список необходимых фрагментов ниже)
  2. Отправить на проверку отдельные кадры на каждый приём.
  3. ПОДПИСАТЬ КАЖДЫЙ КАДР.
НАПРИМЕР:

  1. Горизонт (и отправляете свой видеофрагмент)
  2. Главный объект с левой стороны (прикладываете видео)
  3. ...
—————————-

ДУМАЙТЕ НЕ ТОЛЬКО О КОМПОЗИЦИИ НО И О РАКУРСЕ!


СПИСОК КАДРОВ, КОТОРЫЕ НУЖНО СНЯТЬ!
(Снимаем горизонтально! ГОРИЗОНТАЛЬНО! ГОРИЗОНТАЛЬНО! ГОРИЗОТАЛЬНО)
1. Снимите два видеокадра:
- горизонт проходит по верхней части линии третей.
- горизонт проходит по нижней части линии третей
!!!!следите за тем, чтобы линия горизонта не заваливалась.
Если снимаете в городе, смотрите, чтобы линии зданий были перпендикулярны земле и тоже не заваливались.

2. Снимите человека или другой объект:
2.1 Постройте ВИДЕОкадр, в котором ведущий объект будет располагаться справа на пересечениях линий третей.
2.2 Постройте ВИДЕОкадр, в котором ведущий объект будет располагаться слева на пересечениях линий третей.
2.3 Постройте ВИДЕОкадр с центральной композицией.
Если работаете с человеком, животным, следите за направлением взгляда. Помните, что воздух в кадре мы оставляем по направлению взгляда.

3. Постройте ВИДЕОкадр с перспективой и линиями в пространстве (вспоминаем примеры).
Если найдете еще РИТМ - замечательно.

4. Потренируйтесь снимать ВИДЕОпанораму. Стараемся плавно вести камеру из точки А в точку Б.

5. Снимите отрезок видео, в котором у вас будет, как можно больше планов. Передний, средний, дальний, сверхдальний.

6. Снимите отрезок ВИДЕО в котором вы найдете передний план. В данном случае имеется ввиду не любой первый план, а тот, из-за которого мы как бы подглядываем или который ненароком попадает к нам в кадр, как, например, плечо, цветы, часть стола.

(все кусочки прошу отправить личным сообщением в телеграм своему куратору)


ВНИМАНИЕ!
НИЧЕГО МОНТИРОВАТЬ ПОКА НЕ НУЖНО!
СМОНТИРОВАННЫЕ ВИДЕО НЕ ПРОВЕРЯЮТСЯ!
СНИМАЕМ ВИДЕО, А НЕ ФОТО)))

СМОТРЕТЬ СОВЕТЫ ДНЯ
СОВЕТ ДНЯ: InShot - пропорция кадра.

Внимание! это не урок по разбору приложения, здесь важно другое - разобраться с пропорция кадра, качеством съёмки.
МУЗЫКА ДЛЯ ВИДЕО:
К вопросам работы с музыкой мы еще будем возвращаться.
СЕГОДНЯ ПОГОВОРИМ О сочетании музыки с видеорядом.
Музыка - это настроение вашего видео. Каким оно будет?
Музыка задает ритм монтажа, передает ваши чувства и эмоции.

Правильно подобранная музыка может усилить ваш видеоряд и в обратном случае - разрушить.
Хорошая новость в том, что музыкальный вкус тоже тренируется.

Я разделяю музыку для прослушивания от музыки для монтажа.
Всегда ищу "харАктерную" музыку, она должна цеплять меня с первых нот, иметь фактуру, волновать.

Уже много лет я собираю свои музыкальные подборки из популярной музыки и свободной от авторских прав (о последнем мы еще поговорим), поэтому поиск композиции для монтажа для меня - это дело быстрое. Я просто иду в свои подборки и беру с полки, ожидающий меня трек.

Начните делать также: сохраняйте все, что волнует ваше ухо. Изучайте новинки и сохраняйте даже то, что слушать не стали бы, но для видеопроекта могли бы использовать.

К музыке мы еще вернемся, а сейчас давайте поговорим о сочетании музыки и видеоряда.

Есть два варианта работы:

1. Снимать под музыку заранее выбранную. Вы включаете ее на съёмке и музыка задает настроение вам, как оператору, героям. Они словно начинают двигаться в необходимом ритме.

2. Сначала снять видео, потом заниматься поиском музыки.

Сегодня поговорим про второй вариант.

Как понять, какую музыку выбрать? Попробуйте провести примерку, словно подбираете идеальное платье или костюм для видеоряда.

Когда музыка сочетается с видеорядом, это чувствуется, услышьте внутренний голос, который скажет: "да, это то самое".

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ ПРИМЕР:
ЗАПИСЬ ЗУМ ЗАНЯТИЯ, МОЖНО ИЗМЕНИТЬ СКОРОСТЬ ВОСПРООИЗВЕДЕНИЯ (нажмите значок "гаечка")
Мы завершаем второй модуль.

Я желаю вам уложить всю информацию по полочкам.
Выпишите свои инсайты, выделите в отдельный список пункты, о которых важно не забывать.

Прошу вас выполнить обязательную домашку и дополнительную.
Это ваш путь на курсе, пропускаете домашку, лишаете себя возможности осознать важные моменты.


Юля Лихоносова
автор курса