| 04.04 |
Продолжим?
КОМПОЗИЦИЯ

ДЛЯ НОВИЧКОВ: послушайте урок, попробуйте уловить нюансы. Со временем они уложатся в голове. Обратите внимание, как при просмотре видеороликов, фильмов, клипов вы начнёте подмечать композиционные схемы.

ДЛЯ ФОТОГРАФОВ: вы уже знакомы с композицией кадра, но не спешите закрывать урок, предлагаю повторить самые азы и посмотреть примеры.
КОМПОЗИЦИЯ

Я часто проговариваю одно и тоже несколько раз, не смущайтесь)
ПАНОРАМИРОВАНИЕ. МНОГОПЛАНОВОСТЬ

Многоплановость — одно из сильнейших оружий мобильного видеографа наряду с перспективой, линиями и ритмом. Эти приемы построения кадра творят визуальное волшебство. Именно они создают глубину и трехмерность.
ПАМЯТКА (открой)
1. Продумывайте расположение объектов или героев в кадре.

2. Используйте вспомогательный инструмент — сетку.

3. Располагайте важные объекты ВДОЛЬ ЛИНИЙ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТРЕТЕЙ. Так кадр будет выглядеть гармонично, взгляд зрителя сразу окажется в правильном месте.

4. Если вы смещаете героя к правой или левой стороне, то оставляйте «воздух» в кадре (свободное место) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ВЗГЛЯДА ГЕРОЯ. Так мы словно оставляем пространство для взгляда.

5. Если ваш герой / автомобиль двигаются, смещайте сами объекты к одной из сторон кадра на линии пересечения третей, а «воздух» оставляйте по направлению движения.

6. Анализируйте кадр: нет ли наслоения объектов? Может, их нужно разъединить? Вспоминаем пример «зайчик и цветочный горшок».

7. Следите за линией горизонта. Кадр смотрится гармоничнее, если линия горизонта проходит вдоль верхней или нижней линий третей.

8. НЕ ЗАВАЛИВАЙТЕ ГОРИЗОНТ.

9. НЕ ЗАВАЛИВАЙТЕ ЛИНИИ зданий, линии пола в помещении. Исключение — особая творческая задумка.

10. В кино у наклона камеры всегда есть психологическое обоснование! Например, герой находится в замешательстве, тревоге и т. д.

11. Ищите ЛИНИИ В ПРОСТРАНСТВЕ. Это очень сильный художественный приём. Линии могут указывать на героя, линии могут выстаиваться в перспективу (стремятся сойтись в одной точке). Кадры с наличием линий и перспективы смотрятся очень выигрышно. При съемке на телефон — линии могут стать одним из ваших тайных оружий.

12. В линии могут выстаиваться: дороги, тропинки, реки, здания, предметы и т. д.

13. Ищите в пространстве РИТМ (повторяющиеся элементы).

14. Ищите линии не только перед собой, иногда можно посмотреть наверх и увидеть, как интересно сходятся линии зданий, как проходят линии проводов и т. д. Опускайте глаза вниз, там тоже вас могут ожидать линии.

15. Центральная композиция может смотреться красиво.

16. Когда я люблю размещать объект по центру:
есть «чистый» фон,
при съемке лица (близко, крупный план),
если присутствует СИММЕТРИЯ в кадре и все части друг друга УРАВНОВЕШИВАЮТ.

17. Известный режиссёр Уэс Андерсон имеет свою отличительную черту — 95% сцен в его фильмах построены на центральной композиции. При этом в кино СИММЕТРИЯ чаще всего используется для конкретных сцен.

18. Есть классические правила композиции. Иногда они нарушаются в кино. Но помните:
«Изучай правила, чтобы потом их эстетично нарушать».

19. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЕКРЕТНЫЕ ОРУЖИЯ:
Тени (но только не тень оператора, это уже ошибка), отражения, съемка через стекло.

20. Ищите точку для съёмки, не стойте на месте, крутите в голове фразу: «КАК Я ЕЩЁ МОГУ НА ЭТО ПОСМОТРЕТЬ?»

21. Тренируйте насмотренность.

22. Снимая зарисовки для своих видео, помните о таком приеме, как ПАНОРАМА. Вы показываете зрителям окружение. Ведите камеру из точки А в точку В. Не спешите, пусть зритель рассмотрит детали. Здесь самое главное — НЕ ЗАВАЛИВАТЬ ЛИНИИ И ГОРИЗОНТ.

23. Ещё один секрет интересной композиции — наличие нескольких ПЛАНОВ: передний, средний, дальний. Чем больше планов мы задействуем, тем объёмнее и трёхмернее будет выглядеть кадр.

В КАЧЕСТВЕ ПЕРЕДНЕГО ПЛАНА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ: плечо человека, сетка, стекло, стена, дверь. Любой предмет, из-за которого вы подглядываете или который словно ненароком попадает в кадр. В этом случае мы добавляем ещё одну плоскость, которая делает объёмнее нашу картину.
Вам не обязательно это все зубрить, новичкам может потребоваться время, чтобы информация начала укладываться.

«Кого вправо? Зачем влево? Почему по центру? Что за равновесие?»

Если начнете находить подтверждение вышесказанному в кино, рекламе, клипах, то у вас запустится процесс вИдения.

Звучит странновато, но метод рабочий, проверено на себе и участниках курса.

ЕЩЕ РАЗ:

Зазубрить правила — не равно осознать и начать видеть композицию.

Находить подтверждение правилам в кино и практиковать — равно с каждым днем все лучше и лучше чувствовать композицию на уровне физики тела и интуиции.
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ГРАНИЦ
1. Посмотрите интересный разбор кадров из фильма.
СМОТРЕТЬ
ИТОГИ ДНЯ:

Пробуем подружиться с новой информацией.
Посмотрите ролик и проанализируйте композицию в каждом кадре (ставьте на паузу и проговаривайте про себя или вслух) (самостоятельная проработка).
Мы тренируемся ВИДЕТЬ.

Домашнее задание 2 модуля будет опубликовано 05.04.
Честно признаюсь, я не вижу кадр заранее.
Начинаю чувствовать его только тогда, когда навела камеру на объекты. Смотрю в рамку экрана и начинаю собирать картинку.

У меня есть прямой эфир, на котором в режиме реального времени я показывала, как ищу кадр на локации.

Он называется «Гуляю и показываю». Если вы чувствуете, что осталось еще местечко в голове на просмотр эфира, загляните на канал, он будет ожидать вас там.